Сегодня я расскажу про Пекин, каким
его увидел я. Не буду претендовать на истину в последней инстанции, ибо
провел в этом городе всего несколько дней, и впечатления мои носят
весьма поверхностный характер.
Пекин как город рикш, соломенных шляп и узких каменных улочек с глухими
заборами канул в лету. Я чуть было на автомате не поддался стереотипу и
не сказал: «давно канул», но это не так. Бурным экономическим
преобразованием в КНР около двух десятков лет, но за это время Китай
достиг невероятных успехов. Это видно даже на глухой окраине их страны.
Раньше на берегу Амура недалеко от Хабаровска полуголые китайцы
обрабатывали землю мотыгами, а сейчас там выросли большие города с
высотными зданиями и современными торговыми центрами. Понятно, что
столицу это коснулось значительно в большей степени. Данный снимок
сделан на четвертом транспортном кольце, охватывающем центральную часть
Пекина. Продублированные на английском языке надписи – свидетельства
подготовки города к проведению Олимпиады 2008 года. Раньше западным
туристам здесь ориентироваться было трудно. Мне показалось, что степень
распространенности английского языка среди китайцев сильно преувеличена
молвой. Даже в Пекине объясниться на каком-либо языке, кроме китайского,
бывает весьма сложно. Например, я не встретил ни одного таксиста,
владеющего английским, даже в ресторанах «для иностранцев»
англоговорящие «полиглоты» были драгоценной редкостью.
Сегодняшний Пекин – это город ультрасовременных небоскребов и высотных
домов. Традиционная архитектура уступает место западному типу
городов-конгломератов. Сами китайцы жалуются, что сносятся исторические
здания, и Пекин постепенно теряет свой былой облик древней столицы.
На улицах много весьма приличных, а иногда и просто роскошных машин,
однако большинство из них сделано в Китае на заводах Volkswagen, Daewoo и
других иностранных концернов.
Несмотря на очень серьезные проблемы с экологией, Пекин – весьма зеленый
город. Впрочем, китайцы – вообще потрясающие садоводы.
Смог во всей его красе. Показанное на предыдущих фотографиях голубое
небо совершенно нетипично для Китая. Стремительный рост промышленности
здесь не ограничивался экологическим законодательством, в итоге у
русского туриста при выходе из самолета минимум полчаса может уйти на
то, чтобы привыкнуть дышать ужасным местным воздухом. Весьма вероятна и
аллергия… Кстати, сказанное в равной степени относится и к сельской
местности: загрязнение окружающей среды тут носит глобальный характер.
Стройка в центре города. Надо сказать, что старых кварталов в Пекине
почти не осталось, преимущественно лишь специально «вылизанные» для
туристов. Вообще почти вся «старина» здесь оставляет впечатление
лубочной картинки для непритязательных и наивных путешественников.
На улицах очень много велосипедов.
…нередко попадаются и грузовые модели.
Очень оригинальный моторикша. В тесной кабинке сзади на вид очень тесно,
да и стерильной она, мягко говоря, тоже не кажется…
Все дешевые такси снабжены специальной защищающей водителя клеткой,
из-за чего более или менее удобно ехать только на правой половине
заднего сидения. О классе такси говорит красная овальная наклейка на
боковом стекле. Самые дешевые машины, как эта, берут 1,20 юаня за
километр, самые дорогие – 2 юаня (это около 25 центов). При этом машин
такси в городе великое изобилие. В отличие от той же Москвы, частников,
решающихся на извоз, здесь мало и берут они ощутимо дороже, чем
официальное такси. Гиды называли их пугающим термином «черное такси».
Стоит заметить, что и в рядах официальных перевозчиков попадаются
мошенники с явно подкрученными счетчиками. Их меньшинство, но шанс
нарваться все равно есть – испытано на собственном опыте. Однако так
или иначе, но в Китае все же самое доступное такси из всего, что я
только видел. Передвигаться на общественном транспорте туристам (кроме,
пожалуй, экономных бэкпэкеров) имеет смысл разве что в погоне за
экзотикой.
Типичная пекинская автобусная остановка. Время близкое к часу пик.
Впрочем, судя по тому, что я видел, толкотня в местных автобусах – не
редкость, хотя и масштаба стихийного бедствия она не принимает. И
страшных пробок на дорогах тут тоже нет благодаря многоуровневым
автострадам и развязкам. К слову, население Пекина превышает 13 млн
человек. Транспортную проблему тут решают гораздо лучше, чем в Москве.
Между тем диаметр города составляет более 120 километров (диаметр Москвы
около 45 км).
Пекинское метро. Оно не очень больше – всего три ветки. Строили его
немцы. Метро очень молодое, неглубокого заложения, нередко поезда идут
по надземным эстакадам. Вагоны все «с иголочки», очень удобные, хотя
потолок низковат – местная специфика. Зато очень хорошо работает
вентиляция: под землей совершенно не душно.
Везде в метро очень чисто и аккуратно.
Местный полицейский. Как я уже как-то упоминал, полиция в Китае (по
крайней мере те ее сотрудники, которых видел своими глазами) довольно
приветливая и дружелюбная.
Дракон у входа в пекинскую телебашню.
А вот и сама «виновница торжества». Ее высота составляет 405 метров, то
есть она все же проигрывает Останкинской телебашне.
Вид на вечерний Пекин с высоты без малого четырех сотен метров. К
сожалению, из-за смога почти ничего не видно, между тем вечером город
весьма красив. Однако в 22 часа подсветку практически везде выключают,
остаются гореть только уличные фонари.
Местный Арбат – пешеходная улица Лиулиджанг.
Еще одна «московская» достопримечательность – пекинский аналог ВДНХ.
Официантка в одном из ресторанов для иностранцев.
А так питаются небогатые слои местного населения. О санитарии говорить
не приходится. А этот запах!.. Как можно сохранять аппетит в подобной
атмосфере?! Однако справедливости ради надо заметить, что
благосостояние городского населения в Китае непрерывно растет. Например,
преподаватель в университете получает примерно 400 долларов. Это,
конечно, зарплата заметно выше средней (преподаватель – очень престижная
в КНР профессия), но надо учесть, что даже в столице жизнь в Китае
весьма дешевая. Дорого стоят только недвижимость и автомобили. А вот в
сельской местности страны, я слышал, до сих пор ужасающая нищета. К
слову, городское население Китая составляет всего лишь около 20% от
общей численности населения.
Далеко не парадные улочки, хотя и расположены они в центральной части
столицы.
Такие памятники встречаются нередко. Очень напоминают наши аналоги
советских времен.
Попадаются и целые мемориальные комплексы.
Уголки древности робкой рукой разбросаны по телу современного
динамичного Пекина. Впрочем, я надеюсь как-нибудь показать и специально
сохраненные (скорее, воссозданные) «старые кварталы».
Источник - http://dkphoto.livejournal.com/5124.html#cutid1
|